«Игра, как средство формирования внимания младшего школьника»
Крюкова А.В. студентка 211 группы.
Руководитель: Королькова М.М.
К.Д. Ушинский
называл внимание воротами
"для всего, что входит в душу"
и предлагал рассматривать его
"...как мерило развития и
показатель исправления души".
В условиях обновления общества и изменения целей и задач школьного образования ФГОС, на первый план выдвигается разностороннее развитие личности ребенка, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления.
Учебная деятельность и, главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к школьнику, становится в младшем школьном возрасте ведущим, то есть таким, в котором формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности память и внимание.
А.А. Люблинская утверждает о том, что внимание - не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в различных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.
Внимание, как считает В.В. Богословский, занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия.
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание - ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказывается во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Произвольное внимание младшего школьника так же еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемости внимания с одного объекта на другой.
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного внимания средствами физической культуры, так как именно в этих отделах расположены центры двигательного анализатора.
Поэтому, если внедрить в программу школьного обучения специально подобранные развивающие игры, то устойчивость и продуктивность внимания возрастут.
Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания и научения. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра - это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.
Игровая деятельность - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и обучению в целом, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
На наш взгляд именно игровая деятельность на уроках обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс.
Доказано, что игра является перспективной и продуктивной формой обучения, что соответствует требованиям ФГОС, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает внимание, память, воображение. Мы рекомендуем использовать в учебной деятельности такие виды игр как: игры-аттракционы, сюжетные игры, игры с правилами, игры-драматизации.
В заключении хотелось бы отметить, что игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. ( Понятие о внимании: 5-11. Виды внимания: 16-27. Свойства внимания: 27-43. Возрастные особенности внимания: 44-77. Развитие внимания: 78-108, 148-159.)
Гогуева М. М. Развитие познавательной сферы младших школьников [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:
http://ppip.idnk.ru.
Глевицкая В.С. Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //.
www.superinf.ru.