Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Старт в науку  -  Старт в науку - 2012  -  Леворукость: факты и гипотезы  - 

 

Леворукость: факты и гипотезы

  8
Автор: Абаринова Татьяна Сергеевна
Минусинский Педагогический Колледж
Современные стандарты предъявляют к учителю начальных классов определенные требования. Среди них понимать сущность и социальную значимость своей профессиии,обеспечивать охрану здоровья детей  и строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.     Особую группу учащихся начальных классов составляют леворукие дети, общая численность которых сегодня достигает в среднем 10-15 %. Мы полагаем, что природный потенциал леворуких детей может быть реализован только при внимательном, продуманном отношении учителя к данной категории учащихся, при учете их специфических особенностей и индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания. Поэтому в данной статье представлены факты и гипотезы о появлении и особенностях леворуких детей.
Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, не желающего работать, как все, правой рукой (иногда так считают некоторые родители и учителя). Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда  как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха.
Попытки объяснить леворукость имеют  долгую историю. Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние «художники» работали правой рукой. Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. Доказана вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей - всего 2 %, она возрастает до 17 %, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46 %, если леворуки оба родителя.
     Еще один вариант возникновения леворукости  - патологическая (компенсаторная) леворукость, связанная с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей.
Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений  или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. Однако левороукость является не причиной данных нарушений, а, скорее, следствием. Причина - это нарушения в развитии мозга.
Имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров (одинаково хорошо владеют обоими парными органами) в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивали неприятные запахи. По результатам исследования был сделан следующий вывод: праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, т. е. они более пессимистичны.
Сотрудники  Мичиганского университета сопоставили показатели "рукости" с показателями темперамента у представителей мужского пола и выявили у них преобладание таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень самоконтроля, пониженный фон настроения, конформность (пассивное принятие существующего порядка вещей), совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.
Кроме того, психологи отмечают следующие качества леворуких детей.
o "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
o Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
o У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
o Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
o Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
o Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость - индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.
Таким образом, леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, имеющая различные физиологические основания, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Список литературы:
1) Безруких, М.М. Леворукий ребенок/М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2008. -с.4-6
2) Шумкина М. А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста//Начальная школа. -2006.-№2.- с.11-15.
Разместил  tatiana.jw   13 декабря 2012 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации