Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Старт в науку  -  Старт в науку - 2012  -  Половинки или противоположности?  - 

 

Половинки или противоположности?

  7
Автор: Усынина Дарья Владимировна
МПК
Существует несколько фундаментальных вещей, которые необходимо понять. Мужчина и женщина являются, с одной стороны, половинками друг друга и с другой - полными противоположностями.
Особое место среди инноваций современного школьного образования занимает раздельное обучение детей разного пола с элементами гендерного воспитания. Появление такой формы организации образования - это ренессанс досоветских, российских традиций. Однако в настоящее время оно достаточно вариативно, то есть представлено различными формами построения: это женские школы, гимназии, кадетские училища, раздельно-параллельные классы для девочек и мальчиков в одной школе, разделение класса на мальчиков и девочек для углубленного изучения разных учебных дисциплин, раздельное обучение школьников разного пола на разных ступенях и др. Возникшая снизу, по инициативе учителей, такая организация образования пока не имеет методического обоснования и осуществляется в отдельных школах по-разному, но всегда на основе педагогической интуиции и энтузиазма опытных специалистов. На наш взгляд, раздельное обучение мальчиков и девочек с элементами гендерного воспитания не лишено перспектив в силу его социально-воспитательных, педагогических и медицинских достоинств.
В обучении мальчиков и девочек гендерные подходы должны применяться с учетом разных темпов развития организма, а также различий в анатомическом и морфологическом строении и функционировании головного мозга. Если первое положение хорошо известно, то второе пока не выходит за рамки гипотез, так как представлено в литературе отдельными наблюдениями.
  По мнению ученых, на поведение мужчин, на рост и развитие у них полушарий мозга оказывает   воздействие тестостерон (мужской половой гормон). В период внутриутробного развития высокое  содержание тестостерона у мужского плода стимулирует развитие правого полушария и сдерживает рост левого.

Если учесть, что левое полушарие управляет процессами правой половины тела (соответственно, правое полушарие - левой половины), то замедление в левом полушарии формирования его периферических связей с остальными отделами мозга может приводить к леворукости, которая, кстати, чаще встречается среди мужчин. Есть и другое, не менее интересное наблюдение: учеными установлены морфологические различия в строении правого и левого полушарий мозга. В левом полушарии преобладают нервные клетки с короткими отростками (аксонами), и это ограничивает их локализацию внутри одного функционального поля. В правом полушарии нервные клетки имеют длинные аксоны, и это обеспечивает им проникновение в другие, отдаленные функциональные зоны мозга. В результате таких различий переработка информации в правом полушарии носит целостный характер, в то время как в левом полушарии перерабатывается информация преимущественно одной модальности, и осуществляется это по отдельным этапам.
    Приведенные данные склоняют к мнению, что мальчики и девочки различаются по   анатомическим, морфологическим и структурным особенностям устройства и функционирования мозговых центров и эти различия у них обнаруживаются уже на 1-й ступени школьного образования. Убедительность приведенных данных находит подтверждение в реальной жизни, и прежде всего в различиях когнитивных способностей у мужчин и женщин:

- в способности к устной речи (она выше у женщин);
- в пространственной ориентации (она лучше у мужчин);
- в математических способностях (они выше у мужчин);
- в физической агрессии (она больше у мужчин).
Эти различия имеют физиологическую основу, а именно: большие математические способности у мужчин можно объяснить наличием у них более крупных, чем у женщин, размеров нижней височной доли (почти как у А.Эйнштейна!), а меньшие их способности к устной речи можно ставить в зависимость от тормозящего воздействия тестостерона на развитие левого полушария, где и находится центр речи. Повышенная физическая агрессия также связана у мужчин с воздействием тестостерона.
  Каждому педагогу при обучении школьников всегда приходится иметь дело с неоднородной группой учащихся, где каждая индивидуальность - явление левополушарного или правополушарного типа мыслительной деятельности либо (в лучшем случае) смешанного типа, сочетающего качества двух полярных типов.

Для иллюстрации того, как различаются по обучаемости дети, имеющие разнополушарные стратегии деятельности, предлагаем ознакомиться с таблицей. В ней представлены стратегии полярных типов мыслительной деятельности, которые в чистом виде встречаются не так уж часто среди взрослых, но достаточно часто - среди школьников.
              
Различия особенностей обучаемости учащихся
«Левополушарники» «Правополушарники»
1. Воспринимают информацию через вербализацию Воспринимают информацию образно, эмоционально
2. Строят логические цепочки
3. Идут от образа к слову. Главное для них - смысл
4. Хорошо работают по планам
3. Хорошо развита поисковая деятельность
5. Легко воспринимают абстрактный материал
6. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров
7. Складывают информацию из кусочков
8. Легче пишут диктанты
9. Легче пишут сочинения
10. Легко идет разбор слов
7. Трудно идет разбор слов
8. Трудно включаются в дискуссию
8. Легко включаются в дискуссию
9. Легко находят ошибки в словах
9. Не видят ошибок в словах
10. Теряются в нестандартной ситуации
    
Таким образом, считаем перспективным для школьного образования следующие положения:
- начальное обучение детей разного пола в раздельно-параллельных классах является здоровьесберегающим для всех детей и щадящим для школьников с осложненным анамнезом дошкольного детства;
- гендерное воспитание и его направленность на формирование у мальчиков и девочек принятых в обществе стереотипов мужского и женского поведения представляются актуальным вкладом в укрепление современной семьи и ее роли в преодолении демографического кризиса;
- гендерное обучение становится личностно ориентированным, поскольку лево- и правополушарная стратегии познавательной деятельности у мальчиков и девочек требуют разных методов и подходов к их обучению.
В науках о человеке специалисты придерживаются тезиса: «Люди не рождаются мужчинами или женщинами, а становятся ими благодаря влиянию на их воспитание экономического и социокультурного содержания жизни общества (этнонациональных, религиозных, культурных традиций, образованности населения и др.)».  
Литература:1.Геодакян В.А. Два пола:зачем и почему?-СПб.,1924
                      2.Чекалина А.А.Гендерная психология:учебное пособие.-М.,»Ось-89»,2006.
Разместил  studendDasha   13 декабря 2012 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации