Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Старт в науку  -  Старт в науку - 2012  -  Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе формирования знаний об окружающем мире.  - 

 

Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе формирования знаний об окружающем мире.

  6
Автор: Пузанова Светлана Александровна
МПК
Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Одной из основных задач преподавания окружающего мира в начальной школе является развитие самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной деятельности Возможные пути ее реализации намечаются авторами современных школьных программ, учебных и методических пособий.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей с помощью внедрения самостоятельных работ в процесс обучения окружающего мира. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Ей отводится особое место на уроке, так как она требует интенсивной работы детского ума. На уроках учащиеся выполняют несколько видов самостоятельных работ, каждый вид обязательно проверяется. Формы проверки использую разные: самопроверка, взаимопроверка, сверка с записью на доске и т.д.
Нередко во время выполнения самостоятельного задания, особо важного на данном этапе обучения, я заостряю  свое внимание на интересующих меня учащихся, контролирую их работу, выставляю отметки в журнал. Таким образом, повышается ответственность детей за качество выполненной работы.
Такой форме оценки выполнения самостоятельных работ, как самооценка, я придаю большое значение. Самооценка имеет огромное воспитывающее значение: она учит ребят предъявлять к себе строгие требования, дисциплинирует их. Самооценка помогает детям объективно и требовательно подходить к ответу, к качеству выполнения работы, вызывает у ребят большой интерес, стимулирует их к достижению лучших результатов в учебной работе, никого не оставляет равнодушным.
Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому на уроке после этапа первичное закрепление я предлагаю детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить ее. Это вырабатывает умения сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждения.
Значительный вклад в развитие проблемы самостоятельных работ в теории преподавания «Окружающего мира» внесли видные методисты А. Я. Герд, Л.Н. Никонова, К.П. Ягодовский, Б.Е. Райков, Н.К. Крупская, А.Н. Бекетов, З.А.Клепинина, М.Н.Скаткин, Л.Ф.Мельчаков, П. А Завитаев, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилова, П.И. Боровицкий, В.А. Тетюрев, И.Д. Зверев, Г.Н.Аквилева, Р.А.Петросова, А.В.Миронов, В.М.Пакулова, Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян.
Целью данной   работы является изучение условий организации самостоятельной работы младших школьников в процессе формирования знаний об окружающем мире.
Объект нашего исследования - самостоятельная работа младшего школьника на уроках  окружающего мира.  
Предмет исследования - Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе формирования знаний об окружающем мире.
Существует 4 типа самостоятельных работ:
o самостоятельная работа по образцу;
o творческая самостоятельная работа;
o вариативная самостоятельная работа;
o конструктивная самостоятельная работа.
Для  анализа   самостоятельной   работы как средства активизации познавательной деятельности младших школьников,  мы изучили  психолого-физиологические  особенности детей  младшего школьного возраста.
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст в работе «Умственные способности и возраст».
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. У младшего школьника при определенных условиях могут быть сформированы способности к эмпатии. У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной деятельности. Вместе с тем это не является его типологической особенностью, то есть не присуще всем без исключения, хотя наличие этих феноменов у некоторых детей говорит о возможности их формирования у всех. Это нужно учитывать в учебно-воспитательном процессе.
Там, где самостоятельные работы не проводятся или их организуется очень мало, учащиеся, как правило, слабо проявляют познавательные интересы.
Таким образом, изучив психолого - педагогическую характеристику младшего школьника можно сделать вывод, что возможности проведения самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира» находятся на высоком уровне. Учитывая особенности младшего школьного возраста, учитель сможет достаточно правильно ввести в обучение самостоятельную работу. Предлагая разные задания для самостоятельной работы, учитель повысит у ребят интерес к данному виду деятельности. А поэтому учащийся сам того, не подозревая, в ходе выполнения самостоятельных работ повысит свой уровень знаний, а также самостоятельность.
Литература:
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля [Текст] / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-240с.
2. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]/ В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 2004.-С.56.
3. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира [Текст] / А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2007.- №10, с.13-17.
4. Вахрушев, А. А. Новый курс «Мир и человек» для нач. школы (1-4) [Текст] / А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан // Нач.шк.-2007.-№10.-с.38-47.
Разместил  Ланочка   13 декабря 2012 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации