Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Старт в науку  -  Старт в науку - 2012  -  Мелкая моторика, как средство развития речи дошкольников  - 

 

Мелкая моторика, как средство развития речи дошкольников

  12
Автор: Пономарева Юлия Анатольевна
Минусинский педагогический колледж, студентка
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Доказано ,что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук формирует мелкую моторику.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., К двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Как ускорить процесс формирования  мелкой моторики, какие методы более эффективны, что же происходит, когда ребенок выполняет различные двигательные действия  - это вопросы, которые вызвали у нас профессиональный интерес,  как будущего воспитателя. Анализируя педагогическую и психологическую литературу ,мы отмечаем, что сенситивный период развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами ,называемые пальчиковая гимнастика, на наш взгляд наиболее продуктивный метод ,так как  индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности  двигательных и речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма



Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа.
Упражнения для кистей рук
-Развивают подражательную способность;
-Учат напрягать и расслаблять мышцы;
-Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
-Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа.
Упражнения для пальцев условно статические
-Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа.
Упражнения для пальцев динамические
-Развивают точную координацию движений;
-Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
-Учат противопоставлять большой палец остальным.

Правила для проведения игр:
1)Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
2)Игровые задания должны постепенно усложняться.
3)Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
4)Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
5)Недопустимо переутомление ребёнка в игре.


6)Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Мы предлагаем несколько  форм работы по развитию мелкой моторики рук :
- Само-массаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки,  пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек.
-Оригами.

Рука - это главный инструмент, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Развивать мелкую моторику рук ребенка следует с раннего возраста. Массируя грудному младенцу пальчики ног и рук, ладошку и стопу, мама воздействует на связанные с корой головного мозга активные точки. Стимуляция этих зон влияет на развитие речи, памяти, мышления, внимания, наблюдательности, координации движений в пространстве, зрения и глазных мышц.
Вывод:
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности
Разместил  yuliya   13 декабря 2012 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации