Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания  - 

 

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания

  0
Автор: Барабаш Анастасия Владимировна
Норильский педагогический колледж
НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Барабаш Анастасия Владимировна
КГБПОУ «Норильский педагогический колледж»
студентка II курса Дошкольного отделения
Научный руководитель:
Спивак Лариса Николаевна,
преподаватель КГБПОУ (НПК)
Ключевые слова: патриотические чувства, патриотическое воспитание, народная игрушка как средство, нравственное воспитание, народно-прикладное искусство.
В аспекте рассматриваемого вопроса привлекают внимание труды Н.К. Крупской. Она рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, понимающих интересы общества в целом. В советское время под руководством Надежды Константиновны была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.
Педагоги-современники О.С. Богданова и Л.И. Катаева в своих работах предлагают ряд направлений в содержании нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Первым направлением является приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Ко второму направлению нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников относят знакомство с семьей, семейными традициями; с детским садом и его традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями.
Следующие направление включает в себя проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года.
К последнему направлению О.С.Богданова и Л.И.Катаева относят организацию творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
Усиленное внимание к нравственно-патриотической проблеме приводит нас к разработке С.А. Козловой, где автор указывает на этапы патриотического воспитания дошкольников.
К первому этапу, который можно назвать предварительный, базовый, относят формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств. Здесь важен нравственно-эмоциональный фон. Дошкольники очень эмоциональны и восприимчивы, им легче научиться проявлять свои чувства с помощью игры, сказок, ярких образов, игрушек.
Второй этап – художественно-ознакомительный. Этот этап составляет в себе приобщение детей к народному фольклору, сказкам.
Самым насыщенным, содержательным является третий этап – когнитивно-эмоциональный. Детям даются представления о стране, об ее истории, о Родине, о флаге, о гербе, о родном городе, в котором живут, о столице, о государственных праздниках.
На четвертом этапе детям сообщают о людях, живущих в других странах, о народах, населяющих нашу планету. Дошкольники узнают о традициях, творчестве, играх, игрушках народов мира. Сравнивая народные игрушки, которые являются элементом культуры каждого народа, у детей появляются первые представления об окружающем мире, о народах, об их традициях, зарождается чувство эмпатии. Этот этап Козлова назвала эмоционально-действенным.
Многочисленные исследования приводят нас к тому, что народная игрушка является средством нравственно-патриотического воспитания. В качестве средства затронутого воспитания народную игрушку нужно использовать определенно в старшем дошкольном возрасте, так как дети обладают большим опытом, внимание их более устойчиво, а также им становятся интересны любые игрушки, поэтому именно в этом возрасте очень важно знакомить детей как можно с большим количеством народных игрушек, рассказывать о них и обучать играм с ними.
В детском саду знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем репродукций искусства, посещения музеев, анализа традиционных народных промыслов. Широкий диапазон образовательных задач решается благодаря множеству народных игрушек согласно содержанию, видам, материалу и технике выполнения. При организации систематической работы педагог с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности.
В итоге хотелось бы отметить следующее: очень важно воспитывать в ребенке нравственные и патриотические качества, так как именно в этих чувствах раскрывается любовь к матери, любовь к своей семье, детскому саду, а в конечном счете, все это выливается в безграничную любовь к своему народу и к своей Родине. Эти чувства настоящего гражданина и патриота. В наше время детей привлекают игрушки иностранного производства, которые пропагандируют во всех информационных системах. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
4. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят / Педагогические сочинения. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1959. – 6 т.
5. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под. Ред. Д.В. Менжерицкой. – М.: «Просвещение», 1973. – 111 с.
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Nastja_O
25 апреля 2017 06:20
профиль Nastja_O (Студент)
Вопрос автору, получается в каждой стране (например, в России)  воспитатель должен  воспитывать у детей чувство патриотизма с помощью народной игрушки ко всем странам через игру. Но тогда можно прийти к выводу, что именно к своей стране мы его не воспитываем. Или я не так поняла?

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации