Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Изучение приемов анализа эпического текста на уроках литературного чтения во 2 классе в традиционной и развивающей системах обучения  - 

 

Изучение приемов анализа эпического текста на уроках литературного чтения во 2 классе в традиционной и развивающей системах обучения

  0
Автор: Мамченко Татьяна Евгеньевна
Енисейский педагогический колледж
ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМОВ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ В ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ
Мамченко Т. Е.
КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»
научный  руководитель Демидова О.П.

Мир маленького ребенка — это мир чувств. Чтение становится новым источником мыслей ребенка, а, следовательно, развивается его словесное мышление. Читая литературу систематически, ребенок не только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу. Главной особенностью восприятия художественного текста младшим школьником является его наивно-реалистический взгляд на художественный мир произведения, что соответствует возрастным особенностям и должно учитываться при организации восприятия художественного текста на уроках литературного чтения.
Начальный курс литературного чтения М.П. Воюшиной [2] рассматривается как предмет, обес¬печивающий решение не только функцио¬нальных задач обучения, но и как более широкое литературное образование млад¬ших школьников, включающее в себя следующие компоненты: навык чтения, систему читательских и литературных умений, круг чтения младшего школьника и теоретико-литературные знания. Система читательских и литературных умений включает в себя умение анализировать художественный текст. В соответствии с системным подходом невозможно рассматривать этап анализа художественного текста в отрыве от остальных этапов организации восприятия художественного текста.
Подробная характеристика видов стилистического и композиционного анализа, представлена М.П. Воюшиной [2]. А.Б. Есин [3], М.Р. Львов [6] описывая  анализ тематики и проблематики произведения, опираются на литературоведческие знания, формирование которых необходимо начинать с I класса систематически, кроме того     М.Р. Львов [6] отмечает особенности анализа с точки зрения жанра произведения. Е.С. Антонова С.В. Боброва [1] дают лишь краткую характеристику герменевтического анализа.
Для грамотной организации анализа эпического текста М.Р. Львов [6] предлагает использовать следующие приемы: «постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям, словарная работа».             М.П. Воюшина [2] описывает следующие приёмы анализа эпического текста: «композиционный эксперимент; составление рассказа от лица героя; подготовка к выразительному чтению; подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова и осознания авторского выбора; эвристическая беседа; выявляющая функции изобразительно-выразительных средств; составление плана; создание карты-схемы маршрута героя; словесное и графическое рисование; составление «палитры» настроения героя и автора; составление рассказа о герое». Спектр приемов многообразен и учитель имеет возможность использовать всё разнообразие этих приемов при организации урока литературного чтения во втором классе.
Был проведён сопоставительный анализ традиционной (Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина УМК «Школа России») и развивающей (В.Ю. Свиридова УМК «Развивающая система Л.В. Занкова») программ по литературному чтению, а также учебников 2 класса данных обраовательных систем.  Объектом сравнительного анализа стали первые части учебников по литературному чтению, так как профессионально интересным является выявление и сравнение приемов анализа эпических текстов, заложенных авторами
В ходе анализа, выявлено, что в первой части учебника Л.Ф. Климановой в соответствии с примерной программой по литературному чтению планируется стилистический и композиционный анализ текста, и ряд приемов анализа эпического текста в соответствии с планируемыми результатами. Л.Ф. Климанова на этапе анализа эпического текста часто планирует использование таких приемов как, постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, составление плана произведения, пересказ. Так же, имеет место использование словарной работы, устного словесного рисования, подготовки к выразительному чтению, драматизация.
В.Ю. Свиридова [8] в первой части учебника по литературному чтению для II класса, широко использует стилистический анализ текстов, предлагая сравнивать как эпические и лирические произведения, посвященные одной теме, так и эпические фольклорные сказки разных народов мира раскрывающих тему семьи и труда. В соответствии с принципом интеграции, в учебнике В.Ю. Свиридовой после прочтения художественного текста предлагаются произведения живописи.
Стоит отметить, что автором учебника активно используются элементы литературоведческого анализа. В целом, все задания, относящиеся к этапу анализа эпического текста, можно разделить на два уровня: базовый и высокий уровни трудности.  Если задания первого уровня предполагают работу с текстом и формирование констатирующего уровня и уровня персонажа в восприятии произведения, то задания высокого уровня трудности направлены на формирование уровня идеи.
Предлагаемые авторами учебников виды и приёмы анализа эпического текста можно отразить в таблице
Таблица
Виды и приёмы анализа эпического текста во 2 классе УМК «Школа России»,
«Развивающая система Л.В. Занкова»
Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
(УМК «Школа России») В.Ю. Свиридова
(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова»)
стилистический и композиционный анализ текста стилистический и литературоведческий анализ
- составлением плана;
- пересказ;
- подготовка к выразительному чтению;
- характеристика персонажей;
- словарная работа;
- подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слова и осознания авторского выбора;
- драматизация;
- словесное рисование;
- постановка вопросов к прочитанной части. - характеристика персонажа;
- выборочное чтение;
- подготовка к выразительному чтению;
- драматизация;
- эвристическая беседа, выявляющая функции изобразительно-выразительных средств;
- постановка вопросов к прочитанной части;
- составление «палитры» настроения героя и автора;
- пересказ;
- словарная работа.
Таким образом, анализ двух учебников по литературному чтению для II класса, принадлежащих разным учебно-методическим комплектам, показал, что с одной стороны, независимо от концепции УМК, на уроках литературного чтения присутствует этап анализа эпического текста, используемые приемы направлены на формирование предметных результатов, запланированных в примерной программе, с другой стороны, авторы учебников оставляют за собой право выбора произведений для круга детского чтения, приемов анализа эпического текста и уровня восприятия.
Библиографический список
1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Академия, 2012. – 448 с.
2. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Наука, 2000. – 248 с.
4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Академия, 2013. – 464 с.
7. Нечаева Н.В., Бухалова С.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ. – Самара: Федоров, 2012. – 224 с.  
8. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса. – Самара: Учебная литература, 2012. – 160 с.
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации