Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  У истоков  - 

 

У истоков

  2
Автор: Степанов Сергей Григорьевич
МПК им. А.С.Пушкина
После  Октябрьской революции подготовка учителей для новой советской школы  в количественном и качественном отношении была поставлена на совершенно новых началах. Стремление и доступность   к получению знаний, подготовка новой народной интеллигенции составляли одну из важнейших забот Коммунистической партии и Советского правительства. В связи с этим  начались настойчивые поиски новой системы народного образования. Одной из форм подготовки учителей начальной школы в 1918 - 20-х годах являлись постоянно действующие трехгодичные педагогические курсы (два курса теоретических и один практический). В г. Минусинске такие курсы были открыты в сентябре 1920 года на базе  учительской семинарии, открытой в 1913 году. Педагогические курсы не могли дать молодому государству нужного количества учителей. 11 июля 1921 года Коллегия Наркомпроса выносит важное решение о развитии сети педагогических учебных заведений - распоряжение № 251:
«Колоссальные задачи хозяйственного строительства, которые стоят сейчас перед Советской властью немыслимо правильно разрешить при том уровне и состоянии народного образования, какие имеются в настоящее время в стране. Ликвидация безграмотности, скорейшее введение всеобщего обучения являются задачами столько же экономическими, сколько и политическими. Однако даже и при наличии соответствующих материальных ресурсов все планы Наркомпроса по введению всеобщего обучения разобьются о тот острый недостаток учителей, который теперь повсеместно наблюдается.   Положение на этом участке общего фронта народного просвещения надо признать катастрофическим и обратить на него сугубое внимание.   В силу этого необходимо обратить   серьёзное внимание на развитие сети педагогических учебных заведений и на поддержание существующих и оказать в этом направлении как материальную, так и моральную поддержку. Необходимо в первую очередь представлять для педагогических учебных заведений наиболее оборудованные и наилучшие сохранившиеся помещения, в частности школы II ступени. Всякие другие виды материального снабжения, как-то: топливо, учебные пособия, бумага, предметы оборудования для учебных и хозяйственных целей должны быть представляемыми педагогическим учебным заведениям в нужном количестве.  Особое внимание надо обратить на материальное положение учащих и учащихся в педагогических учебных заведениях, и если позволяют местные ресурсы, по возможности улучшать их продовольственное положение».

        Распоряжение Енисейского губернского отдела народного образования.
                                                                     г. Красноярск, 16 сентября 1921 года.
                                                     Минусинскому отделу народного образования.
«Педагогический п/отдел Губпрофобра предлагает в срочном порядке передать в ведение Губпрофобра наиболее оборудованные здания и имущество, как мебель, так и учебные пособия, библиотеки, кабинеты, мастерские и прочее школ II ступени и приступить к организации в уездном городе педагогического техникума.
Педагогический техникум рассчитывают на подростков, окончивших единую семилетнюю школу или имеющих соответствующее образование и имеют целью подготовку квалифицированных работников социального воспитания и в некоторых случаях внешкольного образования. Курс обучения четырехлетний, делящийся на две ступени: 1-ая ступень общеобразовательная с педагогическим уклоном, 2-ая ступень специально педагогическая, делящаяся на два отделения - дошкольное и школьное».  
                                                                    Зав. педподотделом Френкель.
Согласно распоряжению Наркомпроса № 251 и указанию комиссии Губпрофобра на заседании Президиума Минусинского Уисполкома было сформировано управление профтехобразования. Из отчета Упрофобра с 1 октября 1921г по 1 января 1922 г.:
«Управление профессионального технического образования сформировано 1 октября 1921 г. Очередной задачей Упрофобра была реорганизация школ 2-ой ступени и педагогических курсов в техникум. Педагогические курсы реорганизовали в педагогический техникум, который по сравнению с другими (горный и сельскохозяйственный) лучше снабжен учебными пособиями, но отсутствие сельскохозяйственного инвентаря мешает возможности дать будущим работникам просвещения необходимое сельхозобразование. Организована мастерская, общая для всех техникумов. Из-за отсутствия топлива педагогический техникум закрыт на 2 недели до рождественских каникул».
                                                                       Завпрофобр.   Бенедиктов.
Таким образом, в ноябре 1921 г. педагогические курсы были реорганизованы в педагогический техникум с четырехгодичным сроком обучения. Регулярные занятия в техникуме начались в январе 1922 г., но условия работы, учебы в первые годы его существования были крайне тяжелыми.  Учебные занятия проводились в тесном, неудобном помещении (угол ул. Гоголя и Обороны (бывшей Итальянской), в две смены. Первым заведующим техникума был М.А. Шкурин. На 1 июня 1922 г. существовало 2 учебные группы: подготовительная - 39 человек и первый курс - 26 человек, всего учащихся - 65 человек, работало 8 преподавателей. В августе 1922 года был проведен первый набор учащихся в техникум  и число учащихся увеличилось  до 118 человек. Техникум имеет уже 3 специальных курса и 2 подготовительных, 16 преподавателей, трое из них с высшим образованием, 9 человек со среднеспециальным.    Много сил и энергии затратили эти преподаватели для создания нормальной работы в техникуме в тяжелые годы организационного периода. Вот что пишет о состоянии техникума в своем годовом отчете за 1923-24 учебный год заведующий техникумом М.К.Бахарев:
«В октябре 1923 года техникум был переведен в прежнее помещение бывшей учительской семинарии (Красных Партизан, 20). В верхнем этаже 6 классов техникума, внизу зал для собраний, опытно-показательная школа с тремя группами. Общежития при техникуме нет. Техникум и школа за отчетный год содержались на местные средства. Топлива недостаточно. В помещениях было холодно, учащиеся никогда не раздевались и было 3 случая прекращения занятий на несколько дней. Сегодня зарплата преподавателей 25 рублей - мала, отсюда совместительство.
Из 18 преподавателей только в техникуме занимаются 3, 15 человек - в других учебных заведениях. Своих кабинетов у техникума нет, химическим и физическим кабинетами пользовались в педагогическом музее города. Кружковые занятия велись вечерами, на них вместе с учителями разбирали   те или иные произведения или научные вопросы из области естествознания, политэкономии, обществоведения, писали рефераты, делали доклады по различным учебным предметам. Организовали клуб с читальней. Учащиеся принимают живое участие в общественной жизни города: многие работали в обследовании беспризорного ребенка, устраивали спектакли для рекрутов - новобранцев по просьбе военкомата, вели антирелигиозную пропаганду во время Страстной недели и Пасхи, читали доклады, лекции среди населения города.  Имеется рояль. Работает драматическая секция: поставлено 9 спектаклей и 4 концерта. В целях выработки у учащихся чувства ответственности, товарищеской дисциплины и коллективизма в педтехникуме организовано самоуправление учащихся.   Необходимо перевести техникум на государственный бюджет. Нет стекол, плохие печи, нет своих мастерских. Число книг - 5245, из них много устаревших. Ощущается большая потребность в новой литературе, особенно общественно - политической и педагогической.  Успеваемость учащихся:  III курс - 75%,  II курс  - 56%, I курс   - 54%. Причины низкой успеваемости: слабая подготовка учащихся при поступлении, отсутствие учебников, тяжелые материальные условия учащихся и нечеткость преподавания в семилетке».
Для Сибири особое значение имело изучение в школах научных основ ведения сельского хозяйства. Учителя и их ученики должны были стать первыми рассадниками практических сельскохозяйственных сведений среди крестьянского населения. С 1924 года теоретические и практические занятия по сельскому хозяйству были включены в программы летних учительских курсов и педагогических техникумов.
«Вследствие неимения специальных сил и невозможности организовать неначатый еще до сего времени с/х уклон педагогический техникум, как самостоятельное учебное заведение был закрыт и соединен с сельскохозяйственным техникумом».
(Приказ № 1 по ЕнГубОНО от 7/VIII 1924 г.)
С 15 августа 1924 г. в г. Минусинске стал существовать один техникум -агропедтехникум с двумя отделениями: сельскохозяйственным и педагогическим  сроком обучения 4 года.  На 1 сентября 1924 г. в техникуме насчитывалось 300 учащихся, из них на педагогическом отделении 177 человек. Двадцатые годы - это годы острой борьбы в техникуме с материальными невзгодами, годы перестройки системы обучения и воспитания, сложных методических исканий. С момента реорганизации техникума, благодаря общим успехам в восстановлении народного хозяйства и специальным мерам помощи техникумам, начинается период улучшения учебно-воспитательной работы, улучшения материально-бытовых условий преподавателей и учащихся. Огромную работу провел в этот период заведующий техникумом Г.Э. Гиттерман.    Педагогическое отделение переводится на государственный бюджет, вводятся стипендии, при техникуме создаются интернат, столярная, слесарная мастерские, которые приносят доход до 1000 рублей. Учащиеся изготовляют мебель, оборудуют ею кабинеты и канцелярию, производят ремонт скотного двора, конюшни. При техникуме имеется учебное хозяйство (учхоз) площадью 190 десятин. К 1926 году состав преподавателей значительно обновляется, в него вливаются молодые специалисты, только что окончившие высшие учебные заведения. Вот что пишет в своем годовом отчете Г.Э. Гиттерман о работе педагогического отделения: «Работа в техникуме регулярная. В течение лета учащиеся первого и второго курсов проходят производственную практику в собственном совхозе, на Минусинском опытном поле и в Алтайском совхозе, третий курс занят организацией школьных огородов, 4-й курс работает в школьных учреждениях и организует внешкольную просветительскую работу.    При техникуме комсомольская ячейка в 34 человека, имеются 2 кружка ленинизма, кружки: драматический, литературный, дарвинизма и сельского хозяйства. Техникуму передан городской педагогический музей с физическим и химическим кабинетами, который обслуживает и школы города». Запросы на учителей начальной школы были так велики, что при реорганизации техникумов в 1924 г. по указанию ГУбоно всех учащихся III курса отправили на работу в сельские школы юга края и Урянхайского края (Тува).  Первый выпуск учителей техникума был произведен в 1926 году. 21 человек, получившие первые удостоверения об окончании техникума, были направлены в школы юга края. Все они оказались хорошо подготовленными специалистами для работы в сельских школах. Многие из них, не ограничиваясь полученными знаниями в техникуме, продолжили учебу и  достигли в своей работе определенных успехов.  
В статье использованы материалы архива МПК имени А.С.Пушкина.
Разместил  s581960   24 февраля 2016 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

pahomov
24 апреля 2017 09:04
профиль pahomov (Администратор)
очень содержательная статья

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации