| Публикации I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик" Методические материалы по психологическому сопровождению педагогов, работающих с одаренными и высокомотивированными школьниками Мастер-класс с применением кейс-технологии «Распознать, поверить и развить»
| | Мастер-класс с применением кейс-технологии «Распознать, поверить и развить» 2 Автор: Чернова Екатерина Николаевна МБОУ Легостаевская СОШ №11 |
Вводное слово. Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации и профессиональной деятельности. В связи с этим одарённые и высокомотивированные школьники нуждаются в особой поддержке и наставничестве. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с переходом к миру будущего (нестабильного, неопределенного, сложного, неоднозначного) и потребностью общества в неординарной, экзистенциональной личности. И очень важно, чтобы в нужный момент, и в нужный час рядом с одаренным ребенком появился человек, который полностью раскроет его потенциал. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, и остро нуждаются в наставничестве.
1. Одаренность, признаки и виды одарённости.
Индивидуально-коллективная работа.
Реализация этапов психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся невозможна без четкого понимания сущности одаренности, ее признаков и видов, а также индивидуальных особенностей проявления одаренности.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) [Панов, В.И. с. 131].
Задание 1 для участников мастер-класса.
Вспомните примеры из мультфильмов или кинофильмов, где главные герои обладали определенным даром или талантом (были одаренными). (Устные ответы участников мастер-класса). Дополнить ответы примерами из приложения 1.
Следует отметить, что одаренность представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно связаны познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Сейчас мы с вами создадим образ одаренного ребенка.
Задание 2 для участников мастер-класса.
На ватмане нарисован схематично ученик. Подумайте 1-2 минуты, какие признаки могут говорить о том, что ученик одаренный?
После обдумывания, признаки подписываются к образу ученика. Получается модель одаренного ученика. (Приложение 2)
Существует много классификаций видов одаренности. Сегодня, мы рассмотрим только один из критериев выделения классификации одаренности. А именно, классификация видов одарённости по критерию «Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики»
Задание 3 для участников мастер класса.
Задание в парах (мини-группах). На листках вы видите 5 видов деятельности: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная. Вам необходимо в течении 2-3 минут каждый вид деятельности дополнить необходимым типом одаренности в этой сфере.
После выполнения мини-группы проверят результат, кратко поясняют свои ответы. (Приложение 3)
2. Качества педагога для работы с одаренным ребенком.
Индивидуальная работа.
Учитель является ключевой фигурой в обеспечении качества образовательного процесса. Для работы с одаренными детьми учитель должен обладать определенными видами компетенций, что обусловлено: во-первых, наличием у одаренных детей специфических особенностей и, соответственно, необходимых для их учета знаний, умений, личностных качеств у педагога; во-вторых, одаренные дети нуждаются в другом обучении, что требует от учителя владения различными обучающими технологиями; в-третьих, программы обучения для одаренных могут преследовать различные цели, что подразумевает не только профессиональную подготовку педагога, но и принятие им тех или иных целей образования.
Задание 4 для участников мастер-класса.
Подумайте 1-2 минуты и предложите, те качества учителя, которые являются базовыми при работе с одарёнными детьми. (Это те качества, которыми должен обладать каждый учитель). (Приложение 4)
А сейчас (после обсуждения базовых компетенций) воспользуйтесь приложением 5 (раздаётся позже), определите, какие специфические качества для работы с одарёнными детьми есть у Вас, а какие следует развивать? (работают и анализируют самостоятельно, устные ответы после проработки).
3.Склонность работать с одаренными детьми.
Индивидуальная работа.
Задание 5 для участников мастер класса.
Завершая нашу работу, мы пройдем тест, который частично определит вашу склонность к работе с одаренными детьми. Используется приложение №6. После выполнения раздается ключ к анализу ответов. Каждый педагог самоанализирует свой результат по желанию высказывается.
4. Рефлексия
Каждой группе даётся задание на саморефлексию: составить цитату дня, используя ключевые слова названия мастер-класса ««Распознать, поверить и развить»
Завершающие слова: Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать,
В них надо верить
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив,,,
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!
Л. Олюни Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться |