Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Новости

 Поиск

  Все новости    Радченко: в России необходимо ввести педагогическую интернатуру   

19
08.2010
 
Радченко: в России необходимо ввести педагогическую интернатуру
Разместил профиль Лектор

 - Олег Анатольевич, в школах есть опасения по поводу перехода на двухуровневую систему обучения педагогов: справится ли бакалавр с работой?

- Для этих опасений есть основания. Сейчас из пяти лет подготовки учителей-специалистов четыре года посвящены собственно обучению, а пятый – работе в школе. При сокращении срока обучения до 4 лет будущие педагоги потеряют год столь важной для их будущей деятельности педагогической практики.

В существующем стандарте подготовки бакалавра заложена только ознакомительная практика. Бакалавр приходит в школу на эту практику два раза на четвертом курсе на две недели: посещает уроки, смотрит, как организован учебный процесс, но сам не работает – дает в лучшем случае лишь один показательный урок. Понятно, что по окончании бакалавриата редкий учитель не войдет в класс без страха. Поэтому я сторонник идеи педагогической интернатуры – годичной педпрактики по окончании вуза.

Бакалавры смогли бы в этом случае работать в качестве помощника учителя, учителя-стажера. Так, к примеру, устроена подготовка учителей в Германии.

- А если не вводить интернатуры? В каких классах может работать бакалавр?

- Как правило, директора школ говорят: бакалавр не совсем доучен, поэтому его лучше отправить работать в младшую школу, тогда как магистра – в старшую. Но для работы в младшей школе как раз нужна очень высокая квалификация, и в Европе в младшее звено зачастую допускаются только магистры.

У нас бакалавр, предположим, филологического образования не обучается методике работы в начальной школе, ему читается только небольшой курс по психологии развития.

В старшую школу бакалавров направлять нельзя, потому что классы там часто профильные, требующие очень высокого уровня образования, в том числе и научного – там могут работать только магистры. Но и в средней школе – в 7-8 классах – бакалаврам работать сложно, поскольку у них не было практики, им придется по ходу дела перестраиваться.

- Сейчас обсуждается идея создания базовых центров подготовки учителей. Насколько она обоснована?

- Многое зависит от того, где эти центры будут созданы. Есть опасность, что педвузы превратят в «придатки» классических университетов. Но в этом случае мы заранее признаем: педагогическое образование – второстепенно, и тогда мы его загоним в тот самый кризис, о котором сейчас столько говорят.

В любом вузе есть определенные направления, которые финансируются в первую очередь. И если в классическом университете они уже существуют, то появление еще одного нового – педагогического – не обязательно будет сопровождаться выдвижением его на первый план.

Слияние вузов проходит всегда непросто. Процесс связан с объединением кафедр, перераспределением нагрузки, и это всегда болезненно. А за бюрократическими процедурами может утонуть сама идея подготовки учителя.

Я не уверен, что при включении педагогического вуза в качестве факультета в структуру университета два коллектива радостно объединятся и станут дружно готовить кадры. Чтобы перестроить весь процесс преподавания, потребуется время.

Если и создавать базовые центры подготовки учителей, то на базе педагогических вузов. У нас ведь существуют национальные исследовательские университеты, почему бы не включить в них ряд лучших педагогических вузов России? Повысить их статус и обеспечить им финансирование?

- Но сегодня выпускники педвузов не идут в школы. Лишь каждый пятый работает по специальности...

- Проблема привлечения кадров в школы не связана напрямую с качеством педагогического образования и решается она довольно просто – повышением зарплаты. Посмотрите на опыт Москвы. Если еще лет 10 назад в школах столицы не хватало около полутора-двух тысяч учителей иностранного языка, то сейчас, после увеличения оклада учителей иностранных языков вдвое и введения целого ряда стимулирующих мер по их поддержке, в школах вообще нет вакансий.

Мы уже третий год испытываем трудности с трудоустройством наших студентов-выпускников, с определением их на педагогическую практику: места в школах заняты. Поднимите зарплату и в регионах – и проблем с учителями в школах не будет.

Конечно, надо повышать и престиж профессии. Создавать для учителя нормальные условия работы, чтобы он не бегал по школам и не брал по полторы-две ставки, при которых нет даже возможности подготовиться к урокам.

- Теперь учитель будет иметь возможность сам выбирать место повышения квалификации. Это оправдано?

- Конечно, лучше, когда повышение квалификации зависит не от окружного методиста, который решает все за учителя, а от самого учителя. Педагоги, как правило, знают, в каких вузах у них в городе сильные кафедры и где им лучше учиться.

РИА Новости