Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Учебно-исследовательская деятельность в колледже  -  Влияние специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями на развитие лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.  - 

 

Влияние специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями на развитие лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.

  8
Автор: Зайцева Дарья Сергеевна
студентка, Минусинский педагогический колледж
Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

Одно из условий успешного общения на иностранном языке - качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку. Лексика в системе языковых средств является главной действующей силой, несущей смысловые содержательные связи. Таким образом, формированию и развитию лексических навыков должно постоянно уделяться должное внимание.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость применения разнообразных приемов в обучении с целью увеличения  лексического запаса. Одним из возможных приемов обучения иноязычной лексике может служить использование монолингвистических словарей. Словари   являются  богатым источником информации для изучающих  иностранный   язык. Но  зачастую работа по усвоению лексики носит механический характер заучивания, что не способствует ни расширению словарного запаса, ни развитию иных языковых умений.  Для преодоления этой проблемы наиболее подходящими являются толковые английские словари, так как именно они позволяют нам в полной мере понять возможную ситуацию использования нового слова, частотность употребления, особенности оттенков значений, возможности сочетания слова с другими словами языка. Таким образом, Работа с монолингвистическими словарями на основе разработанных и подобранный упражнений, является одной из активных форм обучения, так как учащиеся вовлекаются в деятельность по усвоению новых лексических единиц.

Тема нашего исследования звучит следующим образом: Влияние специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями на развитие лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.
Объектом исследования - процесс развития  лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.       Предметом исследования - влияние специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями. Целью данной работы является изучение процесса влияния специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями на развитие лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.
Гипотеза: использование специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями будет способствовать развитию лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка.

В соответствие с выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования;
2.Разработать упражнения для работы с англо - английским словарем.

В ходе исследования мы пользовались следующими методами исследования:
I.  Теоретические
     1) анализ методической литературы
     2) анализ психолого-педагогической литературы
II. Эмпирические
     1)наблюдение
     2)анкетирование учащихся
     3)тестирование учащихся
     4)беседа с учителем
III. Интерпретационные
Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Базисом для практической части исследования послужили работы следующих авторов: Пенни Ур, Гальскова Н.Д., Мильруда Р.П., так как они раскрывают цели и задачи обучения иностранному языку в школе и предлагают подробное описание коммуникативного подхода с точки зрения компетентностей школьников. Работы Пассова   Е.И.,  Цетлин В.С и Кувшинова В.И. раскрывают понятия лексического навыка, условия его формирования и развития.
Преддипломная государственная педагогическая практика проходила в восьмом классе МОБУ СОШ №9 г. Минусинска. В период преддипломной государственной педагогической практики нами было спланировано и осуществлено четыре урока по фокусу нашего исследования. Первым шагом нашего исследования был анализ ситуации в классе. Для этого были использованы эмпирические методы наблюдения.

МЕТОД №1 НАБЛЮДЕНИЕ
Цель - пронаблюдать процесс отработки нового лексического материала в 8 классе на уроках английского языка.
Наблюдение процесса отработки нового лексического материала в 8 классе на уроках английского языка показало, что  для развития лексического навыка у учащихся учитель использует такие упражнения как соотнесение, выбор и дополнение.  
Таким образом, работа учителя направленная на развитие лексического навыка достаточно качественная, но однообразная. Поэтому одним из вариантов решения этой проблемы могут послужить монолингвистические словари и специально подобранные к ним упражнения.

МЕТОД №2 БЕСЕДА
Целью данного метода было выяснить, как учитель развивает лексический навык у учащихся;
На вопрос о том, какие типы упражнений учитель использует для развития лексического навыка, учитель ответил, что в основном использует такие упражнения как соотнесение, выбор и дополнение.
На вопрос о том, предлагается ли детям работать с монолингвистическими словарями, учитель ответил отрицательно, и пояснил, что в школе нет подобных словарей для работы на уроке. Однако, учитель отметила, что работа с данными словарями позволила бы расширить словарный запас учащихся, сделать их речь более насыщенной с лексической стороны.  

Результаты беседы дают основания предполагать, что учитель создает условия для развития лексического навыка, но при этом используются однообразные упражнения.  И, кроме того, мы можем предположить, что учащиеся могут испытывать ряд сложностей при работе с монолингвистическими словарями, так как данный вид работы  им  незнаком.
Для того, чтобы выяснить отношение детей к работе со словарями нами был использован метод анкетирования. Всего было опрошено 12 человек. Анкетирование показало, что 50% учащихся любят работать со словарями и 50% учащихся не любят данный вид деятельности. При этом 75 % учащихся, что составляет 9 школьников, обычно пользуются англо-русскими словарями, 25%, что составляет 3 учащихся,  русско-английскими словарями и ни один из опрошенных не использует в своей работе монолингвистические словари.

На вопрос о том, с какой целью учащиеся используют словари, 67%, что составляет 8 учеников, ответили, что для перевода слов на русский язык, 33%, что составляет 4 школьника,  используют словари для перевода слов на английский язык.  При этом никто из опрошенных не использует словарь, что бы понять значения слов без перевода.

Опрошенные учащиеся охарактеризовали работу со словарем следующим образом: 75% учащихся, что составляет 9 школьников, находят этот процесс интересным и увлекательным, для 25%, что составляет 3 учащихся, - это скучно. Однако никто из опрошенных не считает работу со словарем пустой тратой времени.    
Результаты анкетирования показывают, что большинство учащихся положительно относятся к работе со словарями.  

Однако из-за отсутствия возможности пользоваться монолингвистическими словарями, учащиеся в основном используют англо - русские и русско-английские словари. Таким образом, мы можем предположить, что использование монолингвистических словарей на уроке английского языка поможет вовлечь учащихся в работу,  активизирует их познавательную деятельность и повысит интерес к предмету.

Далее, на наш взгляд, нам необходимо было провести психологическое тестирование, с целью выявить уровень развития основных мыслительных операций. Данный аспект был нами выбран, так как для работы с монолингвистическими словарями учащимся необходимо уметь мыслить логически, проводить аналогии, анализировать данные.  

Анализ результатов тестирования показал, что 42 %  учащихся, что составляет 5 школьников,  имеют средний уровень успешности, у 33 %, что составляет 4 опрошенных, - уровень близкий к успешному и 25% учащихся, что составляет 3 человека, показали уровень малой успешности.  На основе полученных данных следует сделать вывод, что показатель сформированности основных мыслительных процессов у учащихся средний.   А так как процесс развития лексического навыка по средствам монолингвистических словарей и подобранным к ним упражнений делает обучение интересным и разнообразным, то организация работы с данными словарями будет способствовать не только развитию лексического навыка, но и вербального интеллекта учащихся.

Кроме того, нами было проведено психологическое тестирование, с целью определения объема кратковременной и долговременной памяти . Этот аспект важен для исследования, так как он показывает, уровень развития долговременной и кратковременной памяти учащихся и будут ли они испытывать трудности в запоминании и использовании новых слов.

Анализ результатов тестирования показал, что у 59 % учащихся, что составляет 7 человек, кратковременная память развита отлично, у 33% , что составляет 4 учащихся, кратковременная память развита хорошо и находится в норме. У  8 %, что составляет 1 школьник, уровень развития кратковременной памяти удовлетворительный. Отклонений не выявлено.
Результаты тестирования долговременной памяти оказались следующими:  у 17 % учащихся, что составляет 2 человек, долговременная память развита отлично, у 50% , что составляет 6 учащихся, долговременная память развита хорошо. У  33 %, что составляет 4 школьника, уровень развития долговременной памяти удовлетворительный .
Полученные данные указывают на то, что у большинства учащихся не должно возникнуть серьезных проблем с запоминанием и использованием новых слов.

Далее, нами был проведен контрольный замер №1. с целью выяснения  уровня развития лексического навыка у учащихся. Учащимся было предложено ряд заданий: 1. Соотнести лексические единицы с  дефинициями. 2. Учащимся предлагается текст, где используются неверные лексические единицы. Необходимо прочитать текст и исправить ошибки исходя из контекста. 3. Прочитать слова, чтобы выяснить  правильность произношения. Результаты оказались следующими: 50 % учащихся, что составляет 6 человек,  выполнили задание, допустив 4-6 ошибки в использовании слова в верном значении, 25%, что составляет 3 ученика,  -допустили 1-3 ошибки,  25 % учащихся, что составляет 3 человека,   допустили более 6 ошибок при выполнении заданий. Контрольный замер № 1 показал, что, не смотря на то, что тема была изучена, учащиеся не знают значения ряда слов и, кроме того, испытывают сложности в произношении данных лексических единиц.

По результатам, полученных в ходе анализа ситуации и контрольного замера №1, можно сделать вывод,  что лексический навык учащихся не достаточно развит, и это свидетельствует о необходимости создания условий для развития лексического навыка посредствам монолингвистических словарей и подобранных к ним упражнений.
Результаты, полученные по завершению процесса анализа ситуации в классе помогли нам спланировать серию уроков и приступить к их осуществлению. Все уроки были спланированы по учебнику New Millenium English 8.

Тема урока  № 1«Дом, милый дом».
На этом занятия, мы познакомили учащихся с монолингвистическими словарями, объяснили для каких целей они существуют и какими преимуществами обладают. Кроме того, мы назвали особенности и отличия монолингвистических словарей от англо-русских и русско-английских.
Далее учащиеся преступили к непосредственной работе с монолингвистическими словарями. Предлагаю вашему вниманию задания, которые были направлены на развитие лексического навыка.На  задании №1  учитель предлагает учащимся соотнести слова с правильной дефиницией. Далее учащимся предлагается текст, где используются неверные лексические единицы. Задача учащихся прочитать текст и исправить ошибки исходя из контекста.

Результаты первого урока оказались следующими: 8% учащихся, что соответствует 1 ученику, не допустили ошибок в использовании новых слов, 42% , что соответствует 5 учащимся, допустили 1-3 ошибки, так же 42% , что соответствует 5 учащимся, допустили 4-6 ошибок, и 8% учащихся, что соответствует 1 ученику, допустили более 6 ошибок, употребляя новые слова.  

Следует отметить высокую заинтересованность учащихся в процессе непосредственной  работы с монолингвистическими словарями, что создает высокий уровень мотивации учащихся к запоминанию новых слов.

Тема урока  № 2 Место, где ты живешь.
Во время урока ученикам также были предложены различные задания на развитие лексического навыка.
Задания урока №2.
В первом задании учитель предлагает учащимся соотнести названия домов с картинками, используя словарные статьи. На подготовительном этапе задания мы предложили учащимся прочитать слова. Цель задания - вспомнить, как правильно произносятся новые слова. Далее учитель предоставил учащимся монолингвистические словари  и  дал задание соотнести названия домов с картинками, используя словарные статьи.
В следующем задании учащимся  было предложено найти ответы на вопросы, используя монолингвистические словари.
После проверки заданий мы еще раз обратил внимание на труднопроизносимые слова и прочитал новые слова вместе с учащимися.  
Результаты выполнения данных заданий были следующие: 17% учащихся, что соответствует 2 школьникам, не допустили ошибок в использовании новых слов, 33% , что соответствует 4 учащимся, допустили 1-3 ошибки,  50% , что соответствует 6 учащимся, допустили 4-6 ошибок, и ни один из учащихся не допустил более 6 ошибок, в употреблении новых слов.  

Тема урока  № 3 Твоя жизнь - твое место.
Задания урока №3
В первом задании учащимся было предложено соотнести слова с русским эквивалентом, используя словарные статьи. После того как были найдены русские эквиваленты,  новые слова были прочитаны еще раз для того, чтобы избежать ошибок в произношении.
Во втором задании  мы попросили учащихся прочитать текст и заполнить пропуски в предложениях, используя новые слова.
Результаты проведенного урока оказались следующими: 25% учащихся, что соответствует 3 школьникам, не допустили ошибок в использовании новых слов, 42% , что соответствует 5 учащимся, допустили 1-3 ошибки,  25% , что соответствует 3 учащимся, допустили 4-6 ошибок, и 8% учащихся, что составляет 1 человек, допустил более 6 ошибок, в употреблении новых слов.  
Учитель - наставник отметил положительную динамику в развитии лексического навыка в целом, что, безусловно, влияет на успеваемость в целом.

Тема урока  № 4 Рабочее место.
Задания урока №4
учащимся были предоставлены монолингвистические словари и задание, целью которого было  прочитать словарные статьи и найти слова, которые помогут описать предложенные им картинки.  
Во втором задании ученикам было предложено заполнить таблицу с целью рассортировки слов по двум группам, а именно слова, имеющие положительное и отрицательное значение. Это задание учащиеся выполняли, используя словарные статьи. Далее ученикам было предложено описать картинки с изображением рабочего места, используя слова из таблицы.

Результаты проведенного урока оказались следующими: 33% учащихся, что соответствует 4 школьникам, не допустили ошибок в использовании новых слов, 42% , что соответствует 5 учащимся, допустили 1-3 ошибки,  25% , что соответствует 3 учащимся, допустили 4-6 ошибок, и ни один из учащихся не допустил более 6 ошибок, в употреблении новых слов.  

Можно сделать вывод о том, что использование монолингвистических словарей и упражнений к ним положительно влияют на развитие лексического навыка.

Для подтверждения поставленной гипотезы в конце практики нами был проведен контрольный замер №2, который показал, что мы достигли определенных успехов в развитии лексического навыка учащихся. По результатам итогового замера 33% учащихся, что соответствует 4 школьникам, не допустили ошибок в использовании новых слов, 50% , что соответствует 6 учащимся, допустили 1-3 ошибки,  17% , что соответствует 2 учащимся, допустили 4-6 ошибок, и ни один из учащихся не допустил более 6 ошибок, в употреблении новых слов.  

Итак, сравнив результаты контрольного замера №1 и №2 , мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза о том, что использование специально подобранных упражнений для работы с монолингвистическими словарями будет способствовать развитию лексического навыка школьников 8 класса на уроках английского языка, нашла свое подтверждение. Результаты исследования, разработанные упражнения и уроки к УМК New Millennium 8  к разделу № 6 могут быть использованы студентами и учителям английского языка средней общеобразовательной школы для организации процесса развития лексического навыка у учащихся посредством монолингвистических словарей.
Разместил  dasha zajtseva   24 июня 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации