Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  История моего рода  - 

 

История моего рода

  1
Автор: Иванова Кристина
МПК им. А.С.Пушкина
Этимология фамилии Алтабасовы   имеет восточное толкование. В словаре В.Даля: «алтабас»- персидская парча. По воспоминаниям прапрапрабабушки  Ксении Степановны Парыгиной (Алтабасовой), основатель большой семьи был черкесский князь. Эта притча из уст в уста передавалась из поколения в поколение. Он был один у богатых родителей, его это тяготило, и он решил, что у него будет большая семья, много детей. От него и повелось, что если Алтабасовы, то много детей.                
Первые упоминания в «Ревизских сказках » о роде Алтабасовых относятся к 16 веку. Затем, когда семью выслали в Сибирь, упоминания о них уже появились в архивах г. Красноярска. Алтабасовы строили Красноярск, и уже тогда их судьбы переплелись с казачеством. В казачестве они пребывали  вплоть до 40-х годов 20 века. С казаками они осели в Забайкалье, в Даурии.
История казаков Алтабасовых  тесно связана с забайкальским казачеством. Вся героическая и трагическая судьба забайкальских казаков  отразилась на судьбах семьи Алтабасовых.  Часть семьи, вместе с двумя миллионами других казаков,  не пожелавших сдаться советской власти, оказалась в Австралии. Потомки их до сих пор там живут, нашли своё место в русской диаспоре,  имеют свой семейный строительный бизнес.
Один мой прапрапрадед Семён Семёнович Алтабасов  родился 30 апреля, предположительно1871г., в станице Даурия. Ушёл из жизни в Манчжурии, вТрёхречье, зимой 1919 г. У него была семья: жена Ксения Степановна, четыре сына и дочь. Жили в станице Даурия, в Забайкалье. Семья работала с утра до ночи, т.к. хозяйство было большое. За каждым членом семьи были закреплены определённые обязанности. Когда объём работы превышал возможности семьи, нанимали работников. Держали торговую лавку.
Семён Семёнович обладал феноменальной памятью,  природным обаянием, с любым мог договориться, был прирожденным коммерсантом.  Он был душой любой кампании,  остроумным рассказчиком, хорошо играл на скрипке. Второго такого человека в Забайкалье не было - чтоб из приказчиков да в такие люди. Он говорил: «дал слово – сдержи». Его слово было вместо векселя, ему верили в коммерческой среде. Постепенно у него накопился солидный капитал.   В лавке у Алтабасовых были и редкие товары, и вина. Ходили за товаром и в  Улан-Батор, Монголию.  Тогда уже семья имела возможность обучать детей в гимназии, в том числе и музыке.  Выписывали мебель из Вены, купили хорошие дома в Чите. Всё рухнуло, когда пришла революция. Строй сменился. Какое – то время там, у себя в Забайкалье, они ещё жили по – старому.  Но всему пришёл конец,  и пришлось от гражданской войны бежать, спасая семью, в Китай. Прапрапрадед загрузил вагон товара, чтобы торговать там, но на станции его перехватили новые, какие – то очередные власти и всё отобрали. То немногое, что удалось погрузить на телегу, где ехала семья, пришлось отдать в обмен на сохранение жизни уже в Китае хунхузам (кочевые разбойничьи банды). В это время прапрапрадед со старшим сыном Семёном (мой прапрадед) ускакали верхом в деревню, пытаясь связаться с теми , к кому ехали на временный постой. На момент нападения хунхузов бабушке одной пришлось брать на себя ответственные решения. Китай и пустой карман. Как жить? Вот где пригодилось честное купеческое слово Семёна Семёновича. Кредиты и ссуды ему дали коммерсанты, которые раньше уехали в Китай. На эти деньги он  развил в Трёхречье (русские казачьи поселения) торговлю, купил дома, открыл магазины. Край был богатый, благодатный для развития сельского хозяйства, молочного производства, сыров. Семён Семёнович продвигал продукцию в Харбин, в Хайлар. Его дети талантов  к торговле не показали. Всё делалось через приказчиков. Главную нагрузку Семён Семёнович брал на себя. Однажды в поездке он умер во сне, на постоялом дворе, от сердечного приступа. Приказчики растащили все его склады и магазины. Осталось только натуральное хозяйство и инвентарь. Семья держала стадо коров, 40 голов, заимку в с. Драгоценка, развивали молочное производство. Мой прапрадед, тоже Семён Семёнович, старший из детей, выучился на японских концессиях на технолога молочного производства, организовал в п. Верх – Кули, Трёхреченского уезда (тогда в Маньчжурии были большие русские поселения) кооперативный маслозавод. Он стал председателем кооперации. Женился на Клавдии Гавриловне Викуловой, у них родилось семь детей: Виталий, Валериан (мой прадед), Алексей, Игорь, Надежда, Семён, Николай. Его братья и сестра стали устраиваться в ближайшем к ним г. Харбине, центре русской эмиграции. Им это удалось. Крепкий жизненный стержень им достался от отца, передалось и природное обаяние, и музыкальные таланты. Родительский дом был полон друзей.  К ним собирались на выходные и праздники, как в клуб. Много музицировали. В 1945 году, когда после победы над японцами окончательно произошёл раздел границ с Китаем, советские спецслужбы всех «бывших», к которым отнесли и наших родственников, сослали в лагеря на десять лет, без права переписки. Туда попали Владимир, Михаил, Иннокентий. Старший Семён, мой прапрадед, не попал в ссылку.  Умер в возрасте 48 лет, во сне, на заимке, повторив судьбу отца. Это произошло накануне отъезда в СССР, куда разрешили выехать его семье. Семью, вместе с другими такими же, посадили в «теплушки» с соломой  и повезли в счастливое будущее, в Советский Союз. Привезли в Хакасию, на станцию Аскиз. На работу всех определили в овцесовхоз. Алтабасовы, в том числе и мой прадед, Валериан Семёнович, выучились на механизаторов широкого профиля. После строительства железной дороги  Абакан – Тайшет  вся семья устроилась работать на железную дорогу. Там поженились   прадедушка и прабабушка Татьяна Михайловна.  В Аскизе у них родилось пятеро детей.  В 1965 г. семья переехала на станцию Полуторник, Кемеровской области, где в то время развернулась стрительство дороги  Красноярск - Кия – Шалтырь.  Там родилось ещё 5 детей. Семья построила большой дом и осела там. Прадед, Валериан Семёнович, умер в 1975 г. в возрасте 41 года. Хоронили его из свежепостроенного дома.   Дом он строил  для своих 10 детей, зная, что умирает. Своё земное предназначение он исполнил в соответствии со своим представлением о семейном долге. Татьяна Михайловна, оставшись в 39 лет вдовой с десятью детьми, старшей из которых было 17 лет, а младшая – грудничок, не упала духом. Она несла огромную моральную нагрузку, потому что не могла позволить себе всё свести только к физическому обеспечению детей. Для неё было важно, чтобы они выросли полноценными, правильно социализированными и адаптированными гражданами. Ей это удалось. Прабабушка награждена орденом Мать-героиня. Наградное удостоверение было подписано действующим тогда секретарём Президиума Верховного Совета СССР Георгадзе.       Дети продолжили традиции рода. Так же, как когда-то их предки, вместе с матерью держали натуральное хозяйство, оставшееся от отца.  Но при этом Татьяна Михайловна продолжала работать на железной дороге, оформляя сопроводительные документы на вагоны с лесом.                                                Дети все окончили среднюю школу без троек, поступили в различные учебные заведения. Старшие братья: Борис, Юрий и Владимир – выбрали рабочие специальности. Андрей и Игорь стали профессиональными музыкантами, композиторами.                                                                                        Старшая Нина (моя бабушка) окончила Кемеровский институт культуры, стала директором городского Дома Культуры в г. Шарыпово.  Её деятельность совпала с приездом на КАТЭК комсомольских отрядов. Много интересного рассказывает бабушка об этом бурном времени. Образовался народный театр под руководством режиссёра Натальи Желтовой, который потом комсомольцы, при поддержке моей бабушки, перевели в профессиональный. Получив отдельное здание, сами превратили его в театр. Театр «Фаэтон» в Шарыпово благополучно процветает. Даже «Золотой маски» удостоился.                                                                                                       Сейчас моя бабушка с семьёй живёт в Хакасии, в  г. Саяногорске. Несмотря на пенсионный возраст, осваивает новое направление. Продвигает проекты  Санкт – Петербургской Академии развития сознания: «Интеллектуально-нравственное развитие ребёнка в современной России» (дошкольники) и «Социально-нравственное развитие детей в современной России» (начальная школа). Учится в Невском университете дистанционно.                                  Моя мама, старшая дочь Нины Валериановны, окончила с отличием Минусинский колледж искусств по специальности: режиссёр. Занимается с детьми в Доме культуры.  Также поёт в семейном ансамбле. Представители моей семьи со стороны Алтабасовых: бабушка, её братья и сёстры, моя мама проживают в основном в Хакасии, Красноярском крае и  Кемеровской области. Многие из них выбрали путь музыкантов, режиссёров и педагогов. Некоторые из них, в том числе и моя мама, закончили Минусинский колледж искусств. Трое сыновей моего прапрапрадеда, Алтабасова Семёна Семёновича, не отреклись от казачества. Были репрессированы и отбыли по 10 лет в поселениях на Урале и Магадане, без права переписки. После реабилитации один из них, Алтабасов Михаил Семёнович, не захотел участвовать в советском укладе и всю оставшуюся жизнь прослужил регентом в церковном хоре, имея незаурядные музыкальные способности. Своё музыкальное образование он получил в Харбине. Произведения для церковного хора, которые он написал как композитор, исполняются до сих пор и имеют мировую известность. Их немного, но критики отмечают их уникальность. Служил он и в Минусинском Соборе Спаса Преображения, в  50-х годах, после реабилитации. Многочисленные потомки рода Алтабасовых проживают в разных странах мира.  Информация о моём Роде изменила мои представления о месте каждого отдельного человека в жизни. Человек сам делает свою жизнь. Но когда встаёт выбор в решающий момент: в пользу себя, любимого, или в пользу тех, кто хоть в чём-то зависит от тебя - решать надо в пользу людей. Такой выбор поднимает человека. Осознание своей причастности к маленькой группе людей, с которыми ты связан ответственными отношениями, приходит в семье.
При подготовке статьи использованы материалы семейного архива
Разместил  s581960   29 января 2018 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации