Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Учебно-исследовательская деятельность в колледже  -  Развитие умения коммуникативного письма при помощи информационно - коммуникационных технологий на факультативных занятиях по иностранному языку школьников восьмого класса  - 

 

Развитие умения коммуникативного письма при помощи информационно - коммуникационных технологий на факультативных занятиях по иностранному языку школьников восьмого класса

  7
Автор: Кауфманн Татьяна Николаевна, Чистанова Алина Олеговна
Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина
Постоянно меняющееся общество, нарастающий объем информации, диктуют необходимость формирования личности, которая умеет жить в этих условиях. Выпускнику школы необходимо владеть определенными основными компетенциями, одними из которых являются компетенции связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями необходимо для формирования умений приема, переработки, выдачи информации; владения электронными Интернет - технологиями.

Одной из таких технологий является технология владения сетевой службой электронная почта. Овладение навыками работы в сетевой службе является очень важным для современного человека, так как позволяет ему развивать компьютерную грамотность, умение вступать в общение, поддерживать его, развивает и активизирует его способности в организации письменной речи.

Реализация процесса овладения данной технологией невозможна без информатизации образовательного процесса. Более того, овладение навыками работы в сетевой службе процесс достаточно трудоемкий и долговременный поэтому, нами было принято решение осуществить данный процесс в рамках факультативных занятий.

Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие умения коммуникативного письма при помощи информационно - коммуникационных технологий на факультативных занятиях по иностранному языку школьников восьмого класса».

Цель исследования - изучить влияние информационно - коммуникационных технологий на развитие умения коммуникативного письма на факультативных занятиях по иностранному языку.

Задачи исследования:
1) Проанализировать информационные материалы по структурным компонентам организации процесса работы в сетевой службе электронная почта.
2) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу исследования.
3) Определить наиболее эффективные приемы развития умения коммуникативного письма при помощи ИКТ технологий на факультативных занятиях.

Предмет исследования: Процесс работы в сетевой службе электронная почта как способ развития коммуникативной письменной речи у школьников среднего звена.

Объект исследования: Развитие умения коммуникативного письма при помощи информационно - коммуникационных технологий на факультативных занятиях по иностранному языку школьников среднего звена.

Гипотеза исследования: Грамотно организованный процесс работы в сетевой службе электронная почта обеспечит развитие умения коммуникативной письменной речи школьников среднего звена, при условии, что такого рода работа будет происходить во время факультативных занятий.

В ходе исследования мы пользовались следующими методами исследования:
I. Теоретические:
1) анализ методической литературы;
2) анализ психолого-педагогической литературы;
3) анализ специализированной литературы по структурным компонентам организации работы в сетевой службе электронная почта.
П. Эмпирические:
         1) метод наблюдения;
         2) метод беседы с учителем;
         3) метод анкетирования учащихся.
III. Интерпретационные:
1) Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Родислава Петровича Мильруда, Пенни Ур, Дэвида Нунана, Светланы Борисовны Серяковой, Давида Иосифовича Фельдштейна, Людмилы Дмитриевны Столяренко, Зинаиды Михайловны Цветковой.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлен комплекс методически-обоснованных рекомендаций по организации процесса развития умения коммуникативного письма на факультативных занятиях по иностранному письму школьников восьмого класса среднего звена посредством информационно-коммуникационных технологий, а именно работы в сетевой службе электронная почта.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что приложенные материалы могут быть использованы как учителями, так и студентами для организации эффективного процесса развития умения коммуникативного письма на факультативных занятиях по иностранному языку школьников восьмого класса среднего звена посредством информационно - коммуникационных технологий, а именно работы в сетевой службе электронная почта.

Преддипломная государственная педагогическая практика проходила в восьмом классе МОБУ СОШ №12 г. Минусинска. Контингент учащихся - шесть девочек, один мальчик. В период преддипломной государственной педагогической практики нами было спланировано и осуществлено четыре факультативных занятия по фокусу нашего исследования. Для осуществления исследования, в первую очередь нами был проведен анализ ситуации в классе.

Метод наблюдения. Цель - пронаблюдать процесс обучения коммуникативному письму в восьмом классе на уроках английского языка.    
В процессе наблюдения нами было установлено, что учитель использует различные, эффективные обучающие методы и приемы на этапах планирования содержания письменного сообщения, реализации его замысла и редактировании. Однако, учитель отмечает, что нехватка времени не позволяет в достаточной мере реализовать методические задумки. Одним из вариантов эффективной организации процесса обучения коммуникативному письму, на наш взгляд, является использование факультативных занятий.

Метод беседы с учителем. Цель - выяснить убеждения учителя о необходимости развития умения коммуникативного письма у учащихся посредством информационно - коммуникационных технологий.
Проанализировав результаты, полученные во время беседы, мы пришли к выводу, что учитель убежден в необходимости развития коммуникативных письменных речевых умений, учитель проводит факультативные занятия по английскому языку. Однако, учитель не убеждена в необходимости использования информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения письменным речевым умениям. Необходимо констатировать, что электронные Интернет - технологии обладают  колоссальными информационными возможностям и услугами, которые позволяют создать естественную для учеников коммуникативную ситуацию, способствующую развитию умений коммуникативной письменной речи школьников.

Метод анкетирования. Цель - выяснить отношение учащихся к процессу написания текстов письменной речи различных видов с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Результаты анкетирования оказались следующими: нравиться излагать мысли в письменной форме двум учащимся из семи, что соответствует 28 % учащихся, нравиться работать с компьютером на уроках английского языка пяти учащимся из семи, что составляет 72 % учащихся. Очевидно, что организация работы в сетевой службе электронная почта будет успешной и окажется положительным мотивом для развития умений коммуникативного письма.

Метод психологического исследования. Цель - оценить уровень развитости креативного и логического видов мышления.
Анализ результатов тестирования показал: четверо учащихся из семи имеют средний уровень развитости креативного мышления, что соответствует 56 % учащихся, трое учащихся из семи имеют низкий уровень развитости креативного мышления, что соответствует 44 % учащихся. Пятеро учащихся из семи имеют низкий уровень развитости логического мышления, что соответствует 72 % учащихся, двое учащихся имеют очень низкий уровень развитости логического мышления. На основе полученных данных следует сделать вывод, что показатель развитости креативного и логического типов мышления учащихся восьмого класса не высок, а так как процесс обучения на основе информационно - коммуникационных технологий делает любое обучение интересным и творческим, то грамотная и эффективная организация работы в сетевой службе электронная почта поможет улучшить креативное мышление школьников.   Более того, эффективно и грамотно организованный процесс развития умений коммуникативной письменной речи будет способствовать развитию логического мышления школьников восьмого класса.

Контрольный замер № 1. Цель - проверить уровень развития умений учащихся написать текст письма личного характера. Результаты контрольного замера № 1: трое учащихся из семи не справились с заданием, что соответствует 42 % учащихся, трое учащихся из семи выполнили задание на отметку «удовлетворительно», что соответствует 42 % учащихся, один учащийся из семи справился с заданием на отметку «хорошо», что соответствует 16 % учащихся.
Анализ результатов показал, что ученики имеют трудности связанные с формулировкой идей и изложением мыслей, логичностью и связностью письма. Существуют проблемы с выбором языковых средств соответствующих стилю личного письма.
Результаты свидетельствуют о необходимости организации грамотного процесса обучения коммуникативной письменной речи школьников посредством работы в сетевой службе электронная почта.

Факультативное занятие № 1. Тема: «О себе». Цель - учащиеся смогут зарегистрироваться на сайте http://www.penpalgarden.com/.
Процесс занятия. Учитель - практикант знакомит учащихся с российскими сайтами социального общения, такими как http://vkontakte.ru/,  http://www.odnoklasniki.ru/, объясняет функции сайтов социального общения, знакомит учащихся с функциями международного сайта социального общения.
Семь учащихся подключились к сети Интернет при помощи программы Internet Explorer, набрали адрес сайта в адресной строке, зарегистрировались, добавив личную фотографию на страницу своего профиля, а так же обратились с предложением установить дружеский контакт с зарубежными ребятами.

Факультативное занятие № 2. Тема: «О себе». Цель - учащиеся смогут написать три первых параграфа письма личного характера.
Процесс занятия. Учитель организует процесс обучения структуре личного дружеского письма на основе полученных учащимися сообщений. На заключительном этапе факультативного занятия учащиеся пишут обращение, благодарность, упоминают предыдущий контакт, выражают извинение за отсрочку ответа, надежду на хорошее самочувствие адресата.
Результаты факультативного занятия № 2: один учащийся из семи справился с заданием на отметку «удовлетворительно», что соответствует 14 % учащихся, трое учащихся из семи справились с заданием на отметку «хорошо», что соответствует 43 % учащихся, трое учащихся из семи справились с заданием на отметку «отлично», что соответствует 43 % учащихся. Данные количественные результаты демонстрируют умения школьников грамотно по стилю и жанру написать три параграфа текста личного сообщения.  

Факультативное занятие № 3. Тема: «О себе». Цель - учащиеся смогут написать главный параграф личного письма согласно теме «О себе».
Процесс занятия. Учитель и ученики в течение занятия выясняют наиболее важную информацию, которую необходимо излагать в данном параграфе, осознают структуру главного параграфа. На заключительном этапе факультативного учащиеся пишут главный параграф личного письма.
Результаты факультативного занятия № 3: двое учащихся из семи справились с заданием на отметку «хорошо», что соответствует 30 % учащихся, пятеро учащихся выполнили задание на отметку «отлично», что соответствует 70 % учащихся.

Факультативное занятие № 4. Тема: «О себе». Цель - учащиеся смогут написать вопросы адресату, выразить надежду на будущий контакт и завершить личное дружеское письмо.
Процесс занятия. Учитель организует процесс тренировки использования функциональных вопросов по определенной теме, предлагает задания для тренировки необходимого вокабуляра и грамматической структуры для выражения надежды на будущий контакт, написания заключительного параграфа. На заключительном этапе факультативного занятия учащиеся сформировали функциональные вопросы адресату, выразили надежду на будущий контакт, завершили письмо.
Результаты факультативного занятия № 4: двое учащихся из семи справились с заданием на отметку «хорошо», что соответствует 30 % учащихся, пятеро учащихся из семи  выполнили задание на отметку «отлично», что соответствует 70 % учащихся. Данные количественные результаты демонстрируют умения школьников грамотно по стилю и жанру написания завершить письмо личного характера.

Контрольный замер № 2. Цель - проверить уровень развития умений учащихся написать текст письма личного характера. Учащимся было предложено написать письмо - ответ личного характера по теме «Моя семья», соблюдая стиль и жанр написания личного дружеского письма.
Результаты контрольного замера № 2: шестеро учащихся из семи выполнили задание на отметку «отлично», что соответствует 86 % учащихся, один учащийся из семи выполнил задание на отметку «хорошо», что соответствует 14 % учащихся. Данные результаты демонстрируют повышение качества умений коммуникативной письменной речи школьников посредством работы в сетевой службе электронная почта.

Итак, наша гипотеза о том, что грамотно организованный процесс работы в сетевой службе электронная почта обеспечит развитие умения коммуникативной письменной речи школьников среднего звена, при условии, что такого рода работа будет происходить во время факультативных занятий, нашла свое подтверждение.

Результаты исследования, могут быть полезны студентам педагогических колледжей специальности 050303 «Иностранный язык» и учителям английского языка средней образовательной школы при организации процесса развития умения коммуникативного письма на факультативных занятиях по иностранному языку школьников восьмого класса среднего звена посредством информационно - коммуникационных технологий, а именно работы в сетевой службе электронная почта.
Разместил  snowtown   15 июня 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации