Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Проектная задача как форма организации учебной деятельности младших школьников  - 

 

Проектная задача как форма организации учебной деятельности младших школьников

  2
Автор: Сизых Татьяна Сергеевна, Лапардина Татьяна Сергеевна, Федорова Алена Валерьевна
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Проектная задача как форма организации учебной деятельности младших школьников
Лапардина Т.С., Сизых Т.С., Федорова А.В.,
студентки КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Научный руководитель - Костюченко Ю. А., преподаватель колледжа

«Проектная задача - одна из форм организации учебного процесса при
реализации ФГОС, прообраз проектной деятельности».
(Л. Выготский)
Перед современным учителем стоит важная задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь, как предметных, так и метапредметных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Проектная деятельность в полном объеме не соответствует возрастным особенностям младших школьников, так как она ориентирована на младших и старших подростков. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не эффективно, поэтому проектной деятельностью для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Способом разрешения данной ситуации может стать проектная задача. По мнению А.Б. Воронцова, проектной задачей является система или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [1, 7]. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Обучающиеся принимают исходную квазипроблемную ситуацию, проводят анализ и решают предметные задачи. Полученные результаты синтезируются в единый (цельный) «продукт».
С целью разработки проектных задач и их дальнейшей реализации при прохождении педагогической практики на основе анализа учебно-методического пособия «Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников» И.А. Чумаковой, была выявлена следующая структура проектной задачи:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить [2, 12].
Выдерживая логику предложенных этапов, у обучающихся формируются такие значимые для в учебном отношении умения, как добывать новые знания, собирать необходимую информацию, высказывать свои мысли, делать выводы и умозаключения. Решение проектных задач поддерживают детскую индивидуальность, дает возможность опробования различных путей решения. Они помогают сплотиться учебным группам, которыми работают школьники, поскольку учат видеть и слышать друг друга.
В качестве примера рассмотрим проектную задачу «Живой алфавит» для учеников 2 класса, как форму организации проектной деятельности.
Обучающимся предлагалось принять участие в разработке и выпуске «Живой азбуки». Создавая азбуку, обучающиеся анализировали буквари, выбирали буквы из алфавита и выполняли к ним иллюстрации, а также подбирали слово к каждой букве, объясняя его лексическое значение. Закончив данные задания, ученики, оформляли страницы с буквами в книгу, титульный лист и содержание.
Продуктом проектной деятельности получилась иллюстрированная азбука, в которой находились слова со значением для каждой буквы с картинками. Данная работа позволила в модельной ситуации проверить, насколько ученики умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать тексты, выделять главное  для решения поставленной задачи. Кроме того, работа способствовала развитию навыков кооперации.
Таким образом, проектная задача является эффективной формой организации образовательного процесса. Используя ее, учитель может формировать универсальные учебные действия, вносить разнообразие в урочную систему обучения.

Библиографический список

1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения)
2. Чумакова, И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя / И.А. Чумакова. – Глазов, 2012. – 144 с.
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

89233428425
26 апреля 2017 18:29
профиль 89233428425 (Студент)
Проектная деятельность, одна из важных отраслей при обучении детей. На мой взгляд проектная деятельность должна вводится не раньше 2 класса, так дети 1 класса еще не могут взаимодействовать друг с другом. Проектная деятельность трудная и кропотливая работа с большим объёмом информации которая не посильна детям 1 класса.
zaqwsxcderfv
26 апреля 2017 17:52
профиль zaqwsxcderfv (Студент)
Выполнение проекта очень сложная задача для учащихся начальных классов. Я считаю, что проекты нужно вводить во втором классе так, как в первом им еще сложно работать в группах и перерабатывать информацию.
Но я согласна с автором, что проектная деятельность помогает разваривать как предметные, так и метапредметные результаты.

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации