Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОНИЙ ССЫЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ШУШЕНСКОЙ ВОЛОСТИ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА  - 

 

К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОНИЙ ССЫЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ ЛЮТЕРАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ШУШЕНСКОЙ ВОЛОСТИ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА

  1
Автор: Степанов Сергей Григорьевич
МПК им. А.С.Пушкина
В начале XIX века в 180-ти верстах от г. Омска возникло немецкое поселение  Рыжкова, которое стало сборным пунктом для лиц лютеранского вероисповедания, сосланных за небольшие преступления в Западную Сибирь. Когда в 1846 году от губернатора Енисейской губернии Падалки В.К. поступило предложение о переселении лютеран в Минусинский округ, несколько семей изъявили желание на переезд. В 1847 году, на праздник Троицы, пять семей, среди которых была семья ссыльного финна Юрия Кульдема, сыгравшего большую роль в становлении поселений в Минусинском округе, двинулись в далекий путь. Переселенцы двигались очень медленно, поскольку вели с собой скот. Только к концу июля они достигли тех мест, которые были назначены им для поселения. Земли были выделены в 200  верстах ниже Минусинска, на берегу р. Енисей. Они оказались не так приветливы, как думалось вначале. Голые, скалистые берега Енисея, холодные ветра, тощая и непригодная степная трава, отсутствие пашни и строевого леса, все это не могло не привести к унынию. Единственное возможное занятие для поселян - это рыбная ловля. Эти обстоятельства вынудили переселенцев направиться на юг и после кратковременного пребывания в г. Минусинске они продолжили путь по течению Енисея, пока приближение зимы не заставило их остановиться в небольшой русской деревне в 100 верстах от города.  
Долго проживать в русских деревнях не было возможности и поэтому стал  вопрос о необходимости   поиска земель, где они могли бы поселиться и жить своей небольшой общиной.  Первые шаги в этом направлении были сделаны  Юрием Кульдемой, который весной 1850 года вместе с семьей поселился в совершенно необжитой местности на р. Суэтук. Осенью того же года здесь уже  стоял дом и вместе с этим было положено начало финской колонии - Верхний Суэтук.
Выбор местности был весьма удачен. Вокруг была девственная природа, на 20-30 верст лежала  нетронутая плодородная почва, несколько ручьев образовывали небольшую быструю речку,   не замерзающую  даже в самые сильные морозы. Все эти условия не замедлили привлечь сюда и других колонистов, разбросанных по русским деревням. Первое прошение Енисейскому губернатору об оводе земель было сделано зимой 1851 года семьей Томасовых, а уже летом  для семей переселенцев было выделено 2766 десятин земли, из расчета по 15 десятин на душу. Таким образом, это давало возможность поселить  здесь 176 ревизских душ, хотя в это время число прибывших из Западной Сибири составляло всего 19 лиц мужского пола.                                                  
В 1851-м году  Верхний Суэтук посетил пастор Буцке, который способствовал переселению в деревню из разных уголков Сибири ссыльных лютеран. В 1853 году, возвращаясь в Европейскую Россию, он еще раз побывал в колонии. К этому времени в ней было  построено уже семь домов и проживало шесть семей из первопоселенцев и одной латышской семьи, перебравшейся из расположенной неподалеку русской деревни.
В 1853 году по настоянию пастора к колонии  было примежевано еще 10177 десятин земли, что давало возможность переселить сюда еще 641 поселенца. После отъезда Буцке поселенцы выбрали из своей среды почтенного старца, который стал исполнять обязанности пастора, совершая религиозные обряды.
1 января 1857 года в Верхний Суэтук прибыл назначенный на место Буцке пастор Косман. По просьбам поселян он обратился с ходатайством к губернским властям о соединении всех лютеран, разбросанных по разным местностям и ссылаемых в Восточную Сибирь  в этой колонии. 25 марта 1857 года в Верхний Суэтук прибыла первая партия ссыльных лютеранского  вероисповедания. И сразу колонисты столкнулись с одной серьезной проблемой - излишком мужского населения и нехваткой женского. Они   вынуждены были сами готовить себе пищу, стирать одежду, доить коров. Известна жалоба пастора Космана, в которой он пишет, что девицы, находящиеся на услужении в г. Минусинске и скитающиеся по русским деревням в поисках работы, на его приглашение переехать в колонию к единоверцам с намерением стать матерями и хозяйками решительно отказались.  
Становится более разнообразным и этнический состав колонистов. Уже в 1857 году в колонии собралось небольшое количество латышей, которые решили основать свое особое поселение. Свое поселение они основали в 1858 году в 20 верстах от Верхнего Суэтука на берегу р. Кебеж, правого притока Ои. В поселении, которое получило название Нижняя Буланка, в первый год было заложено 12 домов, а к 1861 году, включая несколько землянок, насчитывалось до 30 жилищ. Климат нового поселения оказался даже более благоприятным, чем в финской колонии. Здесь, в отличие от Верхнего Суэтука, росли огурцы и даже арбузы, да и сами латыши оказались более искусными огородниками. Слух о латышской колонии не замедлил распространиться по Ачинскому и Красноярскому округам и сюда переселились еще несколько семей. До лета 1861 года в Верхнем Суэтуке вместе с финнами жили и эсты. Однако сложности совместного проживания привели к тому, что несколько их семей организовали самостоятельное поселение Верхняя Буланка, расположенное в  8 верстах от латышской колонии Нижняя буланка.
Достаточно большое количество жителей колоний пыталось найти средства   существования на стороне. Соседство ближайших золотых приисков позволяло ежегодно 150-180 наиболее обездоленным жителям колоний найти там работу, другие колонисты находили работу либо в соседних русских деревнях, либо  занимались каким-либо ремеслом в г. Минусинске. Число таких «отходников» доходило до 160 человек, а в колониях постоянно проживало около 450 душ мужского пола.
По сведениям В.В.Гаупта в конце 1864 года в трех колониях проживало   душ мужского пола - 875 человек, душ женского пола - 247 человек, число дворов насчитывало 168, были построены помещения для школ, работали две мельницы - Кульдемы и Томасова в Верхнем Суэтуке, моловшие до 20 мешков муки в сутки. В трех колониях вместе с огородами возделано более 700 десятин земли, в хорошие  годы урожай зерновых составляет сам 12 - 15, причем хлеб сеется и озимый и яровой, кроме хлеба поселяне сеют горох, лен, пеньку, табак. Урожай продается в Минусинске, на золотых приисках или на пристанях по Енисею, где купцы скупают все и сплавляют в Красноярск, Енисейск и золотые прииски Енисейского округа.
В своих материалах В.В.Гаупт отмечает, что до 1862 года скотоводство в колониях развивалось слабо и сосредоточивалось в Верхнем Суэтуке, где насчитывалось 137 лошадей, 120 голов крупного рогатого скота и 250 овец. Но уже к 1865 году скотоводство стало быстро развиваться во всех поселениях.
Подати вносились исправно только теми жителями поселений, которые работали на золотых приисках или частных работах и имели наличные деньги, за остальными жителями чаще всего случались недоимки. Натуральные повинности заключались в ремонте проселочных дорог, мостов и проложенных гатей, а так же подводной подати.
Участь колонистов, которые отправлялись за  заработком на золотые прииски, чаще всего это - бедность, пьянство и преступления. По возвращении с приисков обычными становились ссоры и драки, которые порой  заканчивались даже убийствами. Жалобы и споры разбирались на месте сельскими и волостными начальниками с учетом приговора самих колонистов.
Со временем благосостояние лютеранских колоний стало предметом внимания Генеральной Евангелическо -  лютеранской Консистории и Губернской власти. Консистория обратилась к министру иностранных дел П.А.Валуеву со своими предложениями о дальнейшей судьбе лютеранских поселений в Минусинском крае. Эти предложения сводились к тому, что  все лютеране, сосланные в Сибирь или уже давно живущие там, могли бы  иметь возможность переселиться  в основанные в Минусинском округе колонии, в случае нехватки выделенных земель имели бы возможность получить отвод земель под новые поселения, в которых должны были быть священнослужители и школьные учителя. После тщательного изучения результатов состояния лютеранских поселений в Минусинском округе, проведенных по поручению Енисейского губернатора, основные предложения Консистории были приняты и колонии получили новую жизнь.
Разместил  s581960   24 марта 2014 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации